Нужна ли ОВОС при транспортировке грузов? (комментарий для 47news.ru)

Уважаемые коллеги!

Отвечаю на поставленные вопросы, как руководитель организации аккредитованной лаборатории радиационного контроля, эксперт Государственной экологической экспертизы, к.т.н., участник ликвидации аварии на ЧАЭС, автор десятков статей и нескольких справочников по радиационной безопасности.

1.  Почему нет результатов ОВОС для перевозки ОГФУ через порт Усть-Луга?

Раздел ОВОС – оценки воздействия на окружающую среду разрабатывается либо в рамках проектной документации для объектов капитального строительства (Постановление Правительства РФ №87), либо в соответствии ФЗ «Об экологической экспертизе». Поскольку процесс транспортировки не является «объектом капитального строительства» в соответствии со статьей 11.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.06.2020 пп. 7.1 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 16.12.2019 N 440-ФЗ). См. будущую редакцию.

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.06.2014 N 181-ФЗ, от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

 7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;

7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;

7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;

7.6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 453-ФЗ;

7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;

(пп. 7.7 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.06.2020 ст. 11 дополняется пп. 7.8 (ФЗ от 16.12.2019 N 440-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом мы видим, что транспортирование каких-либо грузов, в т.ч. ядовитых, взрыво- и пожароопасных, а также радиоактивных не требует разработки ОВОС. Перевозчик гексафторида урана должен иметь лицензию на транспортировку радиоактивных грузов и при получении лицензии он (транспортировщик) и заявляет о намечаемой хозяйственной деятельности и оценивает воздействие на окружающую среду. Данная процедура проходит государственную экологическую экспертизу и раз транспортировка осуществляется, значит у перевозчика есть лицензия.

 

2.  Кто выдает разрешения на этот вид деятельности?

В процессе перевозки гексафторида урана реализуется несколько видов деятельности – хранение радиоактивных материалов, упаковка в специальные транспортные контейнеры, погрузо-разгрузочные операции, таможенный контроль, страхование грузов. Кроме того, трансграничное перемещение радиоактивных грузов регламентируется не только документами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), но и межправительственными соглашениями страны-грузоотправителя и страны-грузополучателя. Я сам непосредственно занимался отправкой радиоактивных грузов на экспорт и представляю сколько подтверждающих процедур и документов необходимо иметь для экспорта/импорта радиоактивных грузов.

 

3.  Насколько опасен обедненный гексафторид урана?

Гексафторид урана имеет простую формулу UF6. «Обедненным» его называют, после того, как это химическое соединение пройдет процедуру изотопного обогащения. Природный уран, после аффинажного производства, вступающий в соединение с фтором может быть в двух видах – два изотопа: уран-238 или уран-235. Химические свойства данных изотопов одинаковые, только масса атомов различается на массу всего лишь 3 (трёх) нейтронов!!! Ядерной энергетике необходим уран-235, а его в природном уране только 0,7%. Так вот, после обогащения остается т.н. обедненный уран – смесь изотопов урана, где доля урана-235 намного меньше 0,7%. Завершая теоретическую часть сделаем вывод - «обедненный» гексафторид урана – это с химической точки зрения тот же самый UF6.

Теперь об опасности. Гексафторид урана – опасное вещество. Основная опасность определяется фтором, который при соединении с водой (водородом) образует плавиковую кислоту (HF). Из школьного курса химии помним, что плавиковая кислота растворяет минеральное стекло, что не делают ни серная, ни соляная, ни «царская водка».

Но перевозка UF6 осуществляется в специальной таре, которая разрабатывалась в том числе с учетом максимальных проектных аварий – взрывов, пожаров, падений. Будучи автором справочника «Экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. Часть 1. Радиационная безопасность» и Атласа радиационная обстановка на железных дорогах России мне пришлось переработать огромный объем наблюдений на всех железных дорогах. В ходе этой работы были выявлены несколько мест – аварий при перевозке концентрата урановой руды, но ни одного места аварии при перевозке гексафторида урана. Вероятность таких инцидентов достаточно мала, но не нулевая, к сожалению. Этот риск меньше современных рисков при перевозке ядовитых, горючих, взрывоопасных грузов. Но без всех этих грузов – не может существовать промышленность, не может существовать современная цивилизация.

Другие статьи:
Вернуться к списку статей
Оставить заявку

Оставьте заявку на расчет стоимости, консультацию или услугу и наши специалисты свяжутся с Вами в удобное для Вас время

Возврат к списку